Сам о себе - вместо автобиографии
На каком-то этапе у меня появилось желание попытаться осмыслить и каким-то образом обобщить свой жизненный путь до сегодняшнего дня с собственных субъективных позиций.
Себя я помню, вероятно, лет с пяти - шести. Единственный ребёнок у родителей, рос я достаточно болезненным и “хилым”. Родители в основном заботились о моем здоровье и, насколько я сейчас представляю, целенаправленно моим воспитанием не занимались. Со мной практически не читались детские книги, не велись “нравоучительные“ беседы. Объяснялось это их крайней загруженностью на работе. Мама - преподаватель литературы в школе - всегда вечерами и ночами была занята проверкой сочинений учащихся, а днём, помимо уроков, с увлечением вела кружок, организовывала постановки по произведениям классиков русской литературы. Папа, высокоодарённая личность, завораживал учеников, а позже студентов яркими уроками и лекциями. Он обладал энциклопедическими знаниями и даром художественного слова. На его лекции по дореволюционной российской истории ходили не только студенты исторического факультета, но литераторы и даже физики и математики (сам я, естественно, его лекции услышал уже позже, будучи студентом и преподавателем). Меня до сих пор поражает его способность к быстрому чтению. Он буквально за 2-3 часа прочитывал книгу в 200-300 страниц. И когда мама, всегда этому поражавшаяся, открывала первую попавшуюся страницу, он точно излагал её содержание. По существу мое воспитание сводилось к тому, что я наблюдал за постоянно насыщенной трудом жизнью родителей и невольно вовлекался в их интересы. Мама брала меня на подготовленные ею ученические спектакли. Папа, будучи школьным учителем, организовал археологический кружок и, увлеченные его эрудицией и энтузиазмом, школьники по 15-20 человек отправлялись с ним на воскресные и летние экспедиции. На воскресные экспедиции он часто брал меня с собой, а когда я уставал и начинал ныть, брал меня на плечи и несколько километров нес на себе. Я не помню, чтобы между родителями были разлады и ссоры. Меня они любили оба очень. Мама всегда была сдержанней и строже, а папа не скрывал своих чувств. Меня практически не наказывали: папа ни разу не прикоснулся ко мне с целью наказать, а мама за всё мое детство 2-3 раза “потрепала” за ухо. В то же время меня никогда не баловали. Материально семья была обеспечена скромно (учителя и в те довоенные годы получали небольшую зарплату). Всё баловство сводилось к тому, что, ограничивая себя в питании, родители старались всегда обеспечить полноценное питание болезненному мальчику. От меня не было тайн в семье. Папа очень рано стал говорить со мной как со взрослым и сознательным человеком. Обоих своих дедушек и бабушку по папиной линии - Надежду Андреевну - я представляю сейчас смутно, так как жили они не с нами, и видел я их очень редко. Бабушка по материнской линии Екатерина Дмитриевна (бабушка Катя) заняла в моей жизни и в жизни всей семьи совершенно особое место. Не имея высшего и даже полного среднего образования, она отличалась природным умом, неиссякаемой жаждой познания, исключительным трудолюбием. Бабушка прожила трудную жизнь гонений в годы Гражданской войны, несколько голодовок, в том числе ленинградскую блокаду. Умерла она в возрасте 99 с половиной лет, а в 90 - 95 (в который раз!) перечитывала романы “Война и мир” и “Анна Каренина” Л.Н. Толстого, активно обсуждала перипетии политической жизни страны. Её физическая работоспособность в этом возрасте была просто удивительна: при работе на даче попытки попросить её отдохнуть и отложить тяпку вызывали бурю негодования. Именно бабушке Кате мои дети во многом обязаны организацией ухода и полноценного регулярного питания, так как мы с женой были поглощены работой. Остались в памяти и её удивительные кулинарные способности: после ухода её из жизни мне ни разу не удалось попробовать пасхальный кулич столь вкусный, как пекла бабушка.
Я до сих пор не могу понять, почему при жизни родителей и, особенно, бабушки Кати я не расспросил у них и не записал сведений по генеалогии. Интерес к этому, к сожалению, пробудился у меня уже после ухода их из жизни.Приблизительно с сентября 1999 года я со всё возрастающим интересом начал поиск, который продолжаю и теперь, в совершенно незнакомой для меня до этого области знаний - архивных исследований. Вспомнив отрывочные сведения, рассказанные вскользь родителями, и побеседовав с родственниками (естественно, уже моего поколения), я начал поиски в архивах. При этом для меня открылась увлекательная область исследований, когда, ухватившись за “ниточку”, обнаруженную в одном документе, ищешь активного продолжения в других архивах. К сожалению, далеко не по всем генеалогическим линиям мне удалось продвинуться в равной степени “глубоко” (до одного и того же уровня поколений). Почти все архивы, находившиеся в годы Великой Отечественной войны в зоне военных действий, утратили часть своих фондов. На сегодняшний день мне удалось собрать и проанализировать 21 документальное свидетельство о своих предках (приложение 3). Это позволило составить генеалогическую схему (см). По схеме я попытался проследить происхождение сохранившихся в памяти дедушек и бабушек.
Наиболее “глубоко” до первого уровня схемы - уровня прапрапрапрадедов удалось проследить родословную бабушки по отцовской линии - Надежды Андреевны (5.6)*. Её предки по материнской линии в четырёх поколениях обер-офицеры терского казачьего войска, произведенные во дворянство. Её отец, Мигузов Андрей Федорович (4.4)*, также обер-офицер терского казачьего войска. Родословную дедушки по отцовской линии - Покровского Владимира Михайловича (5.1)*, удалось проследить до третьего уровня. Он происходит из священнослужителей русской православной церкви Тульской губернии. По материнской линии наиболее “глубоко” до второго уровня удалось проследить родословную дедушки - Стефанова Якова Африкановича (5.9)*. Он происходит из священнослужителей Воронежской губернии. Дочерью священника Воронежской губернии была и бабушка Катя - Екатерина Дмитриевна (5.14)*. К большому сожалению, официальные документы архивов не позволяют узнать индивидуальные особенности личностей. Нет в архивах и их фотографий или портретов.
Учёба в школе не оставила ярких воспоминаний; эти годы протекали в трудных условиях войны, разрухи, недоедания. Окончив школу с золотой медалью, я получил право выбора вуза. В те годы золотая медаль позволяла поступить в вуз без каких - либо вступительных экзаменов. Ещё сдавая выпускные экзамены в школе, я думал, что пойду по стопам отца и стану историком. Однако за день до конца подачи заявлений отнёс документы в Кубанский медицинский институт; с сентября 1946 года по настоящий день судьба моя связана с ним. Своим появлением на кафедре нормальной физиологии я обязан Валентину Кузьмичу Супрунову. В 1951 году заведующий кафедрой ЛОР болезней проф. В.К.Супрунов был председателем государственной экзаменационной комиссии. При всей своей внешней жесткости этот человек отличался удивительной чуткостью, умением проникнуть в “глубинку” человека, преданной любовью к вузу (он был выпускником нашего вуза) и постоянной заботой о нем (позже он был ректором, депутатом Верховного Совета СССР и внес достойную лепту в развитие вуза). В.К. Супрунов, зная меня в те годы лишь по “официальным общениям” экзаменатор - студент, порекомендовал находящегося на распутье выпускника только что приехавшему на Кубань новому заведующему кафедрой нормальной физиологии проф. Старкову Павлу Михайловичу. Много позже он сам напомнил мне этот эпизод, подойдя ко мне после защиты мною докторской диссертации, он сказал: “Я рад, что не ошибся в Вас”. Так, осенью 1951 года я пришел на кафедру нормальной физиологии в роли старшего лаборанта и по сей день работаю здесь. Мой учитель П.М. Старков из плеяды первых учеников академика Василия Васильевича Парина. На кафедре у В.В. Парина в Свердловске он работал ассистентом вместе с (ассистентами в те годы) академиком В.Н. Черниговским, профессорами М.А. Уколовой, А.П. Полосухиным. П.М. Старков отличался исключительной требовательностью к чистоте физиологического эксперимента. При этом не только научного эксперимента, но и при выполнении опытов во время лекционных демонстраций и практических занятий. Этот методический компонент был ведущим в подготовке кадров на кафедре в те годы. Объем экспериментальных методик варьировал от сложных острых экспериментов (сердечно-легочный препарат, например), до длительных хронических наблюдений на животных после специальных операций на них (малый желудочек по И.П. Павлову, фистула мочеточников и др.). Вскоре мне пришлось приступить и к чтению курсов лекций сначала по биофизике, а затем и по физиологии. Думаю, что широкая методическая и теоретическая подготовка, пройденная мною на кафедре в качестве педагога, и особенно создание учебника “Физиология человека” ** во многом способствовала и моему становлению как исследователя. В этой связи мне представляется, что подготовка специалиста через горнило вузовской педагогической деятельности наряду с массой недостатков (прежде всего огромной загруженностью, связанной с подготовкой и проведением лекций и практических занятий) имеет и определенные преимущества. Чтение полного лекционного курса ставит перед педагогом задачу постоянно следить за новинками физиологии и думать не только о вопросах, связанных со своими научными пристрастиями, но и видеть организм как единое целое и оценивать подходы к выявлению и оценке частного в целом - создается постоянная потребность в интегральном научном мышлении. Работа на кафедре под руководством П.М. Старкова не была легкой. Мне не довелось обучаться ни в аспирантуре, ни в докторантуре. Обе диссертации были выполнены мною параллельно с большим объемом преподавательской работы. На начальных этапах после нескольких поисковых исследований моя научная деятельность развивалась в русле научного направления кафедры - гипотермии. Мне было поручено изучать изменения деятельности сердца в охлаждаемом до низких температур организме животных. Изучение динамики изменений функций охлаждаемого сердца неизбежно привело меня к проникновению в механизмы деятельности сердца и особенно его регуляции при нормальной температуре. Отсюда, в частности, возникли работы по нервной регуляции сердца (анализу влияния усиливающего и блуждающего нервов). За отклонения от “генеральной” линии мне часто доставалось от шефа. Из моей докторской диссертации, написанной в двух томах, он потребовал изъять первый том, касавшийся нервной регуляции деятельности сердца при нормальной температуре, и защищался лишь второй том - “гипотермический”. В эти же годы были сделаны наблюдения, явившиеся отправной точкой для созданного мною позже научного направления.
Занимаясь изучением повышения резистентности мозга к временному прекращению
кровообращения посредством гипотермии, мы с коллегами обратили внимание на
то, что после остановки сердца и дыхания при умирании собак развивались агональные
вдохи. Они характеризовались широкой иррадиацией возбуждения, о чем свидетельствовало
сокращение не только дыхательных мышц, но и мышц всего туловища. При каждом
вдохе происходило и единичное сокращение сердца. Возможны две причины сокращений
сердца в ритме дыхания в этой ситуации: 1) движения животного при вдохе вызывали
механическое раздражение сердца; 2) побуждающим моментом для сокращения сердца
явился сигнал, поступивший к нему по блуждающим нервам (к такому выводу можно
прийти, наблюдая широкую иррадиацию возбуждения в центральной нервной системе,
о чем свидетельствовало вовлечение в дыхательный акт мышц головы и туловища
собаки). В двух наблюдениях были перерезаны оба блуждающие нерва, после этого
у животного возникало ещё несколько дыхательных движений, но ни одно из них
больше не сопровождалось сокращением сердца. Эти наблюдения позволили заключить,
что в данных условиях сердце сокращалось под влиянием сигналов, поступивших
к нему из центральной нервной системы по блуждающим нервам. Много позже, возглавив
кафедру, я использовал этот феномен в качестве основы для поисков механизмов
формирования ритма сердца в организме.
* Местоположение в генеалогической схеме
** “Физиология человека” под. ред. В.М. Покровского и Г.Ф. Коротько. Москва, Медицина, 1997, 1998, 2000, 2001, 2002 гг. (первое издание); 2003, 2007 (второе переработанное и дополненное издание); 2011, 2013 (третье переработанное и дополненное издание)
1. Прапрапрапрадеды 2. Прапрапрадеды 3. Прапрадеды 4. Прадеды 5. Деды 6. Родители 7. Мое поколение
Жирным шрифтом на схеме обозначены фамилии и имена моих прямых предков. Обычными цифрами - боковые линии
Фрагменты указателя к генеалогической схеме *
А. Отцовская линия
1. Прапрапрапрадеды
1.1. Щекин Степан Прокопьевич родился ориентировочно в 1780г., из казачьих дворян. В 1817 году Астраханским дворянским собранием внесен с родом в дворянскую родословную книгу Астраханской губернии. Службу начал в 1795 году в качестве конного казака. В 1817 году есаул Хоперского казачьего полка.
1.2. Степанида Семеновна - жена Щекина Степана, казачья дочь.
2. Прапрапрадеды
2.1. Попов Семён родился приблизительно в 1796 г. Происходит из обер-офицерских детей. В службу вступил казаком 11 мая 1811 г., произведен в пятидесятники 8 февраля 1812 г.
2.2. Щекин Иван Степанович. Родился в 1805 году в станице Московской Ставропольского округа. Из дворян. В службу вступил урядником 1 июня 1816 г. Умер в 1842 году в чине хоружего.
2.3. Анна Казмина - жена Щекина Ивана Степановича, обер-офицерская дочь
3. Прапрадеды
3.1. Покровский Андрей Михайлович - священник Георгиевской церкви с. Игуменово Новосильского уезда Тульской губернии. Ориентировочная дата рождения - 1812 г., сын диакона. Окончил Тульскую духовную семинарию и рукоположен к Георгиевской церкви 4 июня 1836 г. С 1844 г. определен духовником.
3.2. Жена Покровского Андрея Михайловича - Александра Семеновна (девичья фамилия отсутствует) родилась в 1816 году.
3.3. Попов Аникей Семенович. Родился 6 ноября 1816 г. - умер 13 декабря 1870 г. Происходил из обер-офицерских детей Терского казачьего войска Ставропольской губернии. В войске прошел путь от казака (вступил в службу 1 декабря 1831 г.) до подполковника (произведен 15 декабря 1869 г.). Указом Сената от 25 сентября 1872 года утвержден в дворянстве.
3.4. Жена Аникея Попова - Анастасия Ивановна (Настасья) (урожденная Щекина). Родилась в 1823 году.
4. Прадеды
4.1. Михаил Андреевич Покровский, диакон. Родился 1 ноября 1842 г. в селе Игуменово Новосильского уезда в семье священника. В возрасте 22 лет 28 марта 1868 г. рукоположен в с. Петровское Новосильского уезда в диаконы. 27 марта 1886 г. переведен на штатное место диакона Николаевской церкви г. Новосиля.
Михаил Андреевич с 1893 по 1899 г. работал также учителем в открытой им школе грамоты в приходском селе Петровке. С 1903 г. назначен заведующим Новосильским свечным заводом.
4.3. Жена Покровского Михаила Андреевича - Параскева Ивановна (девичья фамилия отсутствует) родилась 28 октября 1850 г., дочь священника с. Клекотки Епифанского уезда.
4.4. Андрей Федорович Мигузов -- войсковой старшина Терского казачьего войска. Родился 1 июня 1830 года. Воспитывался в семье родителей. Воинскую службу начал казаком 1 марта 1847 г., участвовал в ряде походов и боев, ранен не был, имеет целый ряд наград, с 15 мая 1886 г. командир 2-го Волгского льготного полка. Умер 30 сентября 1887 г. Погребен при Михайло - Архангельской церкви ст. Марьинской Нальчикского округа.
4.5. Жена Андрея Мигузова - Мария Аникеевна (урожденная Попова). Родилась 7 марта 1844
5. Деды
5.1. Покровский Владимир Михайлович. Родился в 1868 году 12 июля. В 1883 - 1889 гг. обучался в Тульской духовной семинарии. В 1890 - 1894 гг. обучался в Московской духовной академии в Сергиевом Посаде. По окончании академии духовный сан не принял и был направлен преподавателем духовной и гражданской истории в Александровскую духовную семинарию в селении Ардон (Северная Осетия). После революции переехал в Краснодар. Умер 1 сентября 1937 г. в Краснодаре.
5.6. Надежда Андреевна Покровская (урожденная Мигузова) родилась 12 августа 1870 г. Потеряла отца в 17 лет и воспитывалась у дяди. Замуж за дедушку вышла в 27 лет. Умерла 2 августа 1936 г.
6. Родители
6.1. Папа - Михаил Владимирович Покровский. Родился 25 августа 1897 г. В 1923 году окончил Краснодарский педагогический институт. Работал преподавателем истории в школах № 2 и № 8 г. Краснодара. В 1934 году начал работать в Краснодарском педагогическом институте ассистентом, а с 1941 года заведовал кафедрой истории СССР. Будучи ещё студентом и преподавателем школы начал исследования по археологии, которые активно продолжил в вузе. По результатам экспедиций им был создан археологический музей, насчитывавший более 15 тысяч экспонатов. Коллекции музея погибли в сожженном отступавшими немецкими войсками здании института. Только небольшая часть наиболее ценных экспонатов до войны была передана в Государственный Эрмитаж в Ленинграде и там сохранилась. После войны папа занялся изучением истории Северо-Западного Кавказа конца 18 - начала 19 веков. Результатом этих исследований явилась его докторская диссертация, несколько монографий, статьи, очерки. Умер М.В. Покровский 22 июня 1959 г. После ухода папы из жизни о нём написано много статей, воспоминаний, очерков в сборниках, газетах, книгах.
Б. Материнская линия
2. Прапрапрадеды
2.4. Стефанов Василий - “Заштатный дьячок” слободы Бычка Богучарского уезда (ныне село Бычок в Воробьевском районе Воронежской области).
3. Прапрадеды
3.7. Стефанов Иосиф Васильевич. Окончил Воронежскую духовную семинарию в 1837 году. Был священником в г. Богучары Рождественско-Богородецкой церкви.
3.8. Анастасия - жена Иосифа Васильевича (урожденная Улисеева)
4. Прадеды
4.10. Федотов Дмитрий Васильевич. Священник Крестовоздвиженской церкви - село Алексеевка Воронежской области, Бирюченский уезд (ныне Белгородская обл.). Годы жизни 1836-1919. Дмитрий Васильевич рано овдовел; у него было 4 сына и 4 дочери.
4.11. Анна - жена Дмитрия Васильевича Федотова
4.12. Стефанов Африкан Иосифович. Годы жизни 1842(45)-1912. Выбыл из среднего отделения Воронежской духовной семинарии в октябре 1862. Был диаконом в Богучарском уезде Воронежской области.
4.15. Мария - жена Африкана Иосифовича, дочь священника (родилась в 1863 г). Девичья фамилия тоже Стефанова. Умерла при родах последней дочери вместе с ней. Училась в Мариинской гимназии г. Воронежа (1876-1880 гг).
5. Деды
5.9. Яков Африканович Стефанов. Родился (1873 г.) в деревне Комболеевка (или Ольховатка). Окончил духовную семинарию в Воронеже в 1896 г. Диакон в селе Уразово Валуйского уезда (1897-1900 гг.). С 1901 г. по 1907 г., священник в селе Матрено-Гезево там же заведовал школой грамоты. За прочтение манифеста Столыпина был выслан с семьей в монастырь Толши под Воронежем. Затем (1907 г.) семья переехала в деревню Козенки Валуйковского уезда Воронежской области, где он заведует церковно-приходской школой. Умер 19 февраля 1941 г.
5.14. Екатерина Дмитриевна Стефанова (урожденная Федотова) родилась 24 ноября 1877г. Умерла 31 мая 1977 г. Не дожила до ста лет 6 месяцев.
6. Родители
6.9. Мама - Людмила Яковлевна Покровская (урожденная Стефанова). Родилась 8.09.1898 г. (село Уразово Воронежской губернии). Окончила Воронежскую Мариинскую гимназию. В 1923 году окончила Краснодарский педагогический институт. Работала преподавателем литературы в школе № 36 г. Краснодара. Работала всегда увлеченно, с большой самоотдачей; имела целый ряд наград. Умерла 24.01.1987 г.
* В указателе приведены краткие сведения только о моих прямых предках обозначенных в схеме жирным шрифтом, и в тексте (в скобках) указаны номера, которыми они обозначены в схеме. При обозначении местностей и должностей по службе воспроизведены термины архивных документов.
Материалы положенные в основу генеалогической схемы:
А. Устные воспоминания, письма, рукописи
1. Мои воспоминания (7.1)*.
2. Воспоминания Минасенко Сергея Николаевича (7.2)* на основе рассказа его матери Илларии Владимировны (6.5) *.
3. Воспоминания Валерии Илларионовны Курбатовой (7.10) *.
4. Письма от 3.05.97 г. Лены Кучерас (7.3)* на основании воспоминаний ее мамы - Веры Ивановны Федотовой (6.16).
5. Записи о Дмитрии Васильевиче Федотове (4.10) *, сделанные Илларионом Денисовичем Курбатовым (6.15) *.
6. Устные сведения, сообщенные моему сыну Мише энтузиастом музейного дела г.Новосиля Казначеевой Лидией Андреевной.
7. Сведения, переданные Людмилой Александровной Копыловой.
Б. Документы
1. Архивная справка Владикавказского архива - копия личного дела преподавателя церковной и гражданской истории Александровской миссионерской духовной семинарии в селении Ардон Покровского Владимира Михайловича.
2. Архивная справка центрального исторического архива Москвы о студенте Московской духовной академии Покровском Владимире Михайловиче.
3. Архивная справка Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) № 82 от 22.01.99 г.
4. Архивная справка Тульского государственного архива № 868 от16.06.99 г.
5. Архивная справка Ставропольского архива № 356 от 25.02.99 г.
6. Архивная справка Ставропольского архива № 61 от 09.06.2000г.
7. Архивная справка Ставропольского архива № 68 от 23.06.2000г.
8. Кряженков А.Н. АЛЕКСЕЕВКА Историческая хроника города и летопись сел района. Белгород 1997. Стр. 33,51.
9. Справка по материалам Воронежского государственного архива подготовленная кандидатом исторических наук доцентом Акиньшиным Александром Николаевичем.
10. Ксерокопия сделанная в Российском государственном историческом архиве (РГИА).
11. Архивная справка Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) № 1786 от 20.12.2000.
12. Ксерокопия дела священника Казанской церкви Якова Африкановича Стефанова в слободе Казинке Валуйского уезда за 1911 год. ГАВО фонд 84, том 1, дело 1952.
13. Архивная справка РГВИА № 823 от 30.05.2001.
14. Письмо по электронной почте Акиньшина от 07.05.2001 о материалах Воронежского архива.
15. Архивная справка Ставропольского архива от 18.09.2001 № 160 о Щекине Степане Прокопьевиче.
16. Архивная справка Ставропольского архива от 18. 09. 2001 № 161.
17. Копия дела о прохождении службы “Казака Ивана Щекина” Российский Государственный Исторический Архив (Р.Г.И.А.) фонд № 1343, опись 34, ед. хр. № 105.
18. Архивная справка Государственного архива Черниговской области № 380 от 16.12.99 (250006 Чернигов Фрунзе 2 тел 7-32-96)
19. Архивная справка Гос. Архива Астраханской области № 748/01-17 от 17.11. 2003 (414040 Астрахань ул. Академика Коралева д. 39. тел-факс 25-14-12)
20. Архивная справка РГВИА военно-исторического архива № 2070 от 11.12.2003
21. E-mail сообщение Терский казак Владикавказ